post

105 лет назад братья Райт стали первыми

Ровно 105 лет назад, 17 декабря 1903 г., состоялся первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха.

Ровно 105 лет назад, 17 декабря 1903 г., состоялся первый управляемый полет человека на аппарате тяжелее воздуха.

Братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полет на экспериментальном самолете, они стали первыми, кто смог управлять таким полетом в воздухе.

Братья Райт были двумя из семи детей, родившихся у Милтона Райта и Сьюзен Кэтрин Коернер. В 1878 г. отец, епископ евангелической церкви, купил своим младшим детям игрушку — "вертолет". Сделан он был из бумаги, бамбука и пробки с круглой резинкой, которая вращала мотор. Уилбер и Орвилл играли с ним, пока он не сломался, а затем построили свой собственный. Позднее они говорили, что их игры с этой игрушкой зажгли искру интереса к полетам.

Оба брата посещали среднюю школу, но не получили дипломы об окончании. Уилбер после травмы, полученной во время игры в хоккей, не стал поступать в Йельский университет, как это планировалось ранее. Орвилл оставил среднюю школу после первого года обучения и решил начать издательский бизнес, разработав и построив свой собственный печатный пресс с помощью Уилбера. Затем, воспользовавшись "велосипедным бумом", братья открыли мастерскую по ремонту велосипедов и магазин, а затем и начали производство велосипедов.

Средства от продажи велосипедов братья вкладывали в свои авиационные опыты. Инициатором авиационных проектов стал Уилбер.

Читайте также:  Copenhagen AirTaxi довольна полетами SET-IMC

В июле 1899 г. Уилбер испытывает перекос крыла, построив и подняв в воздух полутораметровый воздушный змей. Через год братья приехали в долину Китти Хоук, Северная Каролина, чтобы начать свои эксперименты с управляемыми планерами. Они выбрали место, где есть регулярные ветры и мягкая поверхность для посадки. Братья совершали полеты на планере в начале осени 1900 г. На первых испытаниях, вероятно 3 октября, пилотом был Уилбер, но большую часть испытаний прошла без пилота. В один из дней Уилбер совершил около дюжины свободных полетов.

В 1901 г. братья построили планер с большей площадью крыла и выполнили несколько десятков полетов, пролетая до 118 м. Планер несколько раз терял скорость, но эффект парашюта позволял Уилберу совершать безопасные приземления. Эти инциденты заставили братьев Райт обратиться к схеме "утка", которую они и использовали вплоть до 1910 г.

Результаты полетов их не удовлетворили, но исследовать аэродинамику на полноразмерных планерах было слишком дорогим удовольствием. Поэтому братья перешли к лабораторным исследованиям: вначале для этого служил велосипед с третьим колесом, а потом и аэродинамическая труба. Изобретенные ими "весы" для удерживания крыльев в трубе, были сделаны из велосипедных спиц и металлолома и выглядели весьма неэстетично.

Полученные результаты братья решили проверить в 1902 г. на еще одном планере, сделав профиль крыла более плоским и уменьшив изгиб крыла. Новый планер также имел новую особенность: жесткий вертикальный руль, который должен был устранить ряд возникавших ранее проблем.

Читайте также:  Завершила работу конференция «Инфраструктура гражданской авиации»

В сентябре и октябре они совершили почти тысячу полетов, самый длительный из которых продолжался 26 секунд, а его дальность составила 190 м. Сотни хорошо управляемых полетов после установки убедили братьев начать строить летающий аппарат тяжелее воздуха с двигателем.

23 марта 1903 г. братья Райт подали заявку на свой знаменитый патент для "летающей машины", основанную на полетах планера 1902 г. По сути это и стало изобретением самолета.

В 1903 г. братья Райт построили Flyer-1. Обошлась постройка такого аппарата меньше чем в 1000 долл. Он имел размах крыла 12 м и весил 283 кг. Мощность двигателя составляла 9 кВт.

Во время испытаний двигателя сломался пропеллер, что задержало первый вылет на несколько недель. 14 декабря Уилбер выиграл в орлянку право первым взлететь на самолете. Попытка оказалась неудачной — Flyer-1 упал сразу после взлета, но серьезных повреждений не получил. В письме к семье Уилбер писал, что "если бы не пустяковая ошибка и не недостаток опыта с этой машиной и этим методом старта, машина несомненно полетела бы красиво".

После ремонта братья Райт наконец поднялись в воздух 17 декабря 1903 г., совершив два полета. Первый полет совершил Орвилл, он пролетел 36,5 метров за 12 секунд. Следующие два полета были длиной 52 и 60 метров, их совершили Уилбер и Орвилл соответственно. Самолет поднимался на высоту около 3 метров. Четвертый полет в этот день оказался последним: пролетев около 250 м, машина врезалась в землю.

Читайте также:  Стильная церемония для стильного самолета

Свидетелями полетов были пять человек: Адам Этэридж, Джон Дэниелс и Уилл Дуг из береговой команды спасателей, бизнесмен У.С.Бринкли и Джонни Мур, деревенский мальчик. Оператор телеграфа, передававший телеграмму их отцу, стал источником утечки информации против желания братьев, и весьма неточные сообщения появились в нескольких газетах на следующий день.

В 1904 г. братья Райт построили Flyer-II и устроили аэродром в Прерии Хаффмана, в 13 км к северо-востоку от Дейтона. Они пригласили на первую попытку полета 23 мая репортеров с условием, что они не будут фотографировать. Неисправности двигателя и слабые ветры не дали возможности поднять самолет в воздух, они смогли совершить только очень короткий перелет несколькими днями позже в присутствии гораздо меньшего числа репортеров. Некоторые ученые считают, что Райт специально саботировали эти полеты, чтобы у журналистов пропал к ним интерес. Неизвестно, верно ли это утверждение, однако после их неудачных показательных полетов местные газеты игнорировали их около полутора лет.

Источник: АвиаПорт